Сертификация беспилотников требует миллионов. Оказалось – это просто бизнес.
Какова цена сертификации?
Московский авиационный институт (МАИ) провел двухдневную конференцию по сертификации беспилотников. Она прошла 4-5 октября. Собрание курировала Росавиация, которая за сертификацию всех летательных аппаратов и отвечает.
На мероприятии подробно разобрали пока единственный сертифицированный беспилотник БАС-200. В декабре 2022-го года он получил сертификат типа (такой сертификат выдается для определения эталона типовой конструкции воздушного судна, который будет использоваться для контроля при серийном производстве). Вся процедура по времени заняла полтора года.
Самое интересное было дальше – деньги. Фактическая стоимость, потраченная на сертификацию БАС-200 вышла примерно в 142 млн рублей. Из них 109,5 млн рублей ушло на услуги экспертов при подтверждении соответствия конструкции всем требованиям, ещё 32,5 млн рублей потратили на создание опытных образцов, летные испытания, керосин.
Однако первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов на совещании по беспилотникам с президентом Путиным сказал, что по факту потрачено больше - около миллиарда рублей.
Ничего беспилотного – просто бизнес
Отдельным разочарованием стало выступление директора центра сертификации БАС МАИ Светланы Луневой, которая должна была рассказать про международный и российский опыт сертификации в области авиации и никак не упомянула беспилотники.
Зато она была честна и откровенна. На вопрос журналиста Андрея Архипова о том, что стоимость сертификации убивает отрасль БАС и является ли это бизнесом для МАИ, она ответила, что да, так и есть - это бизнес и стоимость сертификации ее не волнует.
«Озвученные сотрудникам Росавиации цифры о «предельной стоимости сертификации БАС» от 30 до 59 миллионов рублей на практике могут оказаться далеко не окончательной стоимостью. Приказ №189 содержит методику расчета стоимости сертификации с привязкой к временному периоду, в зависимости от времени процесса сертификации. Таким образом названные цифры условно являются предельной стоимостью в год», - говорит Андрей Патраков, авиаконсультант, разработчик системы RunAvia, эксперт в области беспилотной авиации.
«Также - по неофициальной информации - сертификационные центры интерпретируют данную методику как предельную стоимость в год для каждого отдельного сертификационного центра и испытательной лаборатории. Пока единственная практика сертификации типа БАС в РФ с БАС-200 показала, что было задействовано 7 сертификационных центров и лабораторий в течение почти 1,5 лет. Для сравнения в Европе стоимость упрощённой сертификации БАС до 600 кг составляет менее 5 млн. рублей. Таким образом административный барьер в виде запредельно высокой стоимости сертификации БАС в РФ и после прошлогоднего введения в действие «ограничений» стоимости всё так же остаётся непреодолимым препятствием для большинства разработчиков БАС в РФ», - продолжает Патраков.
Такая ситуация, по его мнению, на руку так называемым «лидерам» отрасли БАС, которые по факту почти монопольно владеют более чем 90% долей рынка в РФ, работая без всякой сертификации. «И абсолютно естественно, что эти «лидеры отрасли БАС» не хотят менять существующей черно-серой ситуации отсутствия регулирования БАС в РФ. Потому что как только регулирование БАС в РФ будет введено в действие, то это разрушит их монополию »мутной воды«. Поэтому они уже более 8 лет через НТИ АэроНЕТ и ассоциацию АэроНЕКСТ успешно отодвигают целевые сроки снятия административных барьеров отрасли БАС РФ. В дорожной карте НТИ АэроНЕТ целевой срок снятия административных барьеров был запланирован на 2017 год. Согласно утвержденной уже в 2023 году стратегии развития отрасли БАС, разработанной при участии НТИ АэроНЕТ и ассоциации АэроНЕКСТ, срок «снижения» (даже не снятия) административных барьеров отодвинут уже на период 2030-2035 годы«, - говорит Андрей Патраков.
Полная версия статьи MASHNEWS доступна на офицальном сайте по ссылке