В докладе, представленном генеральным директором ООО «Ранавиа» Андреем Патраковым на совещании в аналитическом центре при Правительстве РФ, говорится, что сертификация «лёгких» авиационных беспилотных систем (БАС) в России стоит на порядки дороже, чем в странах ЕС.
«Допуск к эксплуатации малых БАС в ЕС максимальной взлетной массой (mtow) до 600 кг: Аттестуется по методологии, разработанной ассоциацией Jarus и введённой в действие EASA (Европейское агентство авиационной безопасности). Включение в реестр Агентства одобренных БАС через одобрение «Design Verification Report» (Заключение по проверке конструкции). Стоимость услуги в 4 млн. руб. (180 часов работы экспертов Агентства по ставке 247 евро за час)», - говорится в презентации эксперта.
Для сравнения приводятся условия сертификации беспилотников через Росавиацию в России. «Допуск к эксплуатации малых БАС в РФ максимальной взлётной массой более 30 кг: Попадает под действие ФАП-21. Методическая и нормативная база отсутствует. Включение в реестр ФАВТ происходит по «понятийной» процедуре. Стоимость услуги сертификационных центров Росавиации в районе 300 млн. руб. за «сертификацию квадрокоптера, включая 700% накладных расходов», - отмечается в документе.
Таким образом, несмотря на декларируемые призывы к развитию беспилотных технологий в России, правовые и экономические условия для этого развития пока не созданы.
Для сравнения приводятся условия сертификации беспилотников через Росавиацию в России. «Допуск к эксплуатации малых БАС в РФ максимальной взлётной массой более 30 кг: Попадает под действие ФАП-21. Методическая и нормативная база отсутствует. Включение в реестр ФАВТ происходит по «понятийной» процедуре. Стоимость услуги сертификационных центров Росавиации в районе 300 млн. руб. за «сертификацию квадрокоптера, включая 700% накладных расходов», - отмечается в документе.
Таким образом, несмотря на декларируемые призывы к развитию беспилотных технологий в России, правовые и экономические условия для этого развития пока не созданы.
В этой связи интересна инициатива правительства РФ, внесенная 15 марта в Госдуму, согласно которой предусматривается расширение возможности использования беспилотных летательных аппаратов. Как отмечается в пояснительных материалах, требования действующего авиационного законодательства «направлены на регулирование пилотируемой авиации и предъявляют невыполнимые требования к некоторым видам беспилотных авиационных систем». Кроме того, сейчас отсутствуют «сертификационные требования, отвечающие современному виду беспилотного летательного аппарта в их многообразии», это мешает развитию данного рынка.
«В связи с этим предлагается предоставить возможность применения с определенными особенностями отдельных положений Воздушного кодекса Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке. Разработчики уточняют, что речь может идти о грузовых перевозках с использованием беспилотных авиационных систем, обеспечивающих доставку широкого спектра грузов от 0,1 кг до 500 кг.
В частности, в статью Воздушного кодекса РФ об обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации вносится изменение, согласно которому действие требования об обязательной сертификации беспилотных систем «может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций», утверждаемой в соответствии со специальным законодательством. Аналогичная поправка вносится и в ряд других статей кодекса.
В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении.
«В связи с этим предлагается предоставить возможность применения с определенными особенностями отдельных положений Воздушного кодекса Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке. Разработчики уточняют, что речь может идти о грузовых перевозках с использованием беспилотных авиационных систем, обеспечивающих доставку широкого спектра грузов от 0,1 кг до 500 кг.
В частности, в статью Воздушного кодекса РФ об обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации вносится изменение, согласно которому действие требования об обязательной сертификации беспилотных систем «может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций», утверждаемой в соответствии со специальным законодательством. Аналогичная поправка вносится и в ряд других статей кодекса.
В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении.
Оригинальная статья журнала "Вестик ГЛОНАСС" доступна на офицальном сайте по ссылке.